Пршtосrcенuе М 1 к прuказу ]Ф 32 оm 0I.02.2023z. МУНиципальrtое автономное общеобразовательное учреждение <<Моховсцая основная общеобразовательная Iцкола>> 3 о ПОЛОЖЕНИЕ нАсТАВНиЧЕсТВЕ В МАоУ (Моховская в 2023 -2024 rr. 1. оош> Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МАоУ <<Моховская ооШ> (да-тlее - положение) разработано в соответствии с Федера-пьным законом от 29.12.2012 г. Ns 273- ФЗ кОб образовании в Российской Федерации> (с изменениями и допоJIненипли), во испоJIIIение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года Р-145 (об утверждении методологии (целевой модели) настilвничества обуrающихся дJIя организаций, осуществJuIющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным про|рЕlNлмам и програN{мам среднего профессионаJIьного образования, в том Iмсле с применением лгIших практик обмена опытом между обуrающимися). м L2, Щелевая модель настЕIвничества мАоУ кМоховская ооШ) (далее школа), осуществляющ€ш образовательную деятельность tlo общеобразовательным, дополнительным общеобразоватольным програN4мам (далее - целевzUI модель наставничества) разработана в цеJUIх достижения результатов федера-шьных и регионаJIьньD( проектов "Современная школа'', "Молодые профессиоIIЕIлы (Повышение конкл)ентоспособности профессионttльного образования)" и "Успех кzDкдого ребенка" Еационального проекта "Образование''. 1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и настzlвJIяемого, регламенТируеТ взаимоотношения междУ участникЕlми образовательньIх отношений в деятельности наставничества, 2. Основные понятия п термины 2.1.Наставничество - универсаJIьнuш технология передачи опыта, знаний, формирования ценностей через неформальное взаимообогаrцающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 2.2. Форма наставничества - способ реirлизации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой нЕrходятся заданной обстоятельства]\dи ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. навыков, компетенций, метакомпетенций и в 2,3.Программа наставничества - комплекс мероприятий п формирующих их действий, направленный Еа оргzlнизацию взаимоотношений наставника и настzвJIяемого в конкретнЬж формах длrI получения ожидаемых результатов. 2.4,Наставляемый - участник прогрчlI\4мы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, лиtIные и профессиОнttльные задаIм, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 2.5. НаставНИК - )п{астник прогрaммы наставничества, имеющий успешньй опыт в достижении жизненного, личностного и профессионшIьного результата, готовый и компетентный поделиться опытом и наВыка]\4и, необходимыми для стимуJUIции и поддержки процессов сzlN{оре€rлизации и ссlмосовершенствовitния настilвляемого. 2.6.Координатор сотрудник школы, осуществлkющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным rrрограммам, который отвечает за орг€lнизацию программы наставничества. - сотрудник организации, осуществJIяющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессион€IльнОгО образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствиЙ с выбранной формой, формирование наставниЕIеских пар в своей форме и реализацию наставнического цикJIа. 2.8.ЩЬлевая модель наставIfичества - система условий, ресурсов и процессов, необходимьгх дJUI решIизации про|рЕlluм наставничества в школе. 2.9.Бпагодарньй вьшускник - выпускник школы, которыЙ ощуIцает эмоциональную связь с ней, чувствует призЕательность и поддерживает личными ресурс€lми (делится опытом, мотивирует обучающихся и rrедчгогов, инициирует и рzввивает эндаумент, органиЗУеТ стiDкировки и т.д.). 2.7.Куратор 3. Щели и задачи наставничества в школе является максимtlльно полное раскрытие потеIIциала . личности настtшJuIемого, необходимое дJuI успешной ли.шой и профессионалЬнОЙ самореализации в современньгх условиях неопределенности, а также создание 3.1 Щелью наст€Iвничества условий для формирования эффективной системы поддержки, саNIоопределения и профессиональной ориентации всех обуrающихся, педtгогических работников (далее - педагоги) разньпt уровней образования имолодьIх специ€rлистов МАОУ <Моховская оош>. 3.2 4.1 4.2 4.3 4.4 Основными задачаN{и школьного наставничества являются: разработка и реализациrI мероприятий дорожной карты внедрениlI целевой модели; о разработка и реализацшI прогрчlмм наставничества; . реaлизация кадровой политики, в том tIисле: привлечение, обуrение и контроJIь за деятельностью наставников, принимtlющих )цастие в програNIме наставничества; . инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; о осуществление персонифицироваIIного учета обуrающихся, молодьD( специалистов и педагогов, участвующих в прогрilN{мах наставничества; о IIроведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе; о формирования баз данньгх программ наставничества и лучших практик; о обеспечение условий дJIя повышения }ровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованньIх в реч}лизации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. о 4. Организационные основы наставничества Школьное наставничество организуется на основtlнии прикд}а директора школы. Руководство деятельностью наставничества осуществJuIет куратор, заместитель директора школы по учебно - воспитательной работе. Коорлинатор и кураторы целевой модели настilвничества назначается прикttзом директсра шкопы. РеализациrI наставнической прогрtlп{мы происход,Iт через рабоry коордиЕатора и кураторов с двумя базшtи: базой наставJLяемьгх и базой настЕIвников. 4.5 Формирование баз наставников и HacTaBJuIeMbIx осуществJuIется директором пIколы, координатором, куратором, педагогаNIи, кJIассными руководитеJUIми и иными пицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - булущих гIастников программы. 4.6 НаставJuIемым могуг быть обучающиеся: о о проявившиевьцающиесяспособности; демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; о с огрiшиченными возможностями здоровья; . IIопавшие в трудную жизненнlто ситуацию; . имеющие проблемы с поведением; о не принимающие участие в жизни школы, отстраненньгх от коллектива. 2 4.7 НаставJIяемыми могут быть педагоги: о молодыеспециЕrлисты; нЕжодящиеся в состоflнии эмоционаJIьного выгораниrI, хроничоской усталости; нЕlходящиеся в процессе адЕIптации Еа IIовом месте работы; о желающие овладетд, современными программаNIи, цифровьпли навыкап{и, ИКТ компетенциями и т,д. 4.8 НаставникЕlIии могут быть: . обу.{ающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательньIх, спортивньDL творческих и адаптационньD( вопросarх; о педагоги и специ€lлисты, заинтересованные в тирa)кировании лиIIIIого педЕгогического опыта и создании проддтивной педагогической атмосферы; родители обl"rающихся - zжтивные }'.{астники родительских советов; . выпускники, зtlинтересовЕlнные в поддержке своей школы; о сотрудIIики предприятпil, заинтересованные в подготовке будущих кадров; о успешЕые предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; о ветераныпедагогическоготруда. 4.9 База наставJuIемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их род{телей (законньuс представителей). 4.10 Участие наставника и наставляемьIх в целевой модели основывается на добровольном согласии. 4.|l Мя участиrI в программе заполняются согласия на обработку персональIIьD( данньж от совершеЕнолетних уrастников прогрilN,Iмы и согласиjI от родителей (законньж [редстtlвителей) несовершеннолетних наставляемьж и наствников. 4.12 Формирование наставнических пар / групп осуществJIяется после знакомства с прогрtlп{мами наставничества. 4.13 Формирование наставнических лар l групп осуществJuIется на добровольной основе и утверждается прикЕвом директора школы. 4.|4 С наставник€IN{и, цриглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. о о . 5.1 5. Реализация целевой модели наставничества. Дц" успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательньD( потребностеЙ школы в целевоЙ модели наставниtIества рассматривЕlются формы насТавничества. (Например, <<Ученик - ученик)), кУчитель - rIитель), <<Уwtтель - rIеникD ц ТД) ПредставjIение прогрaмм наставничества по формам на (Например, конференции, педагогическом совете и УченическоЙ родительском совете). 5.3 Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействI,Iя наставник -наставлrяемый: 5.2 О . Проведение первой, оргаrrизационной, встречи наставника и настЕlвJIяемого. ПроВедоние второй, пробной рабочей, встречи наставника и ЕаставJuIемого. О ПровеДение встречи-планировЕIния рабочего процесса в рамках цроцрЕtп4мы наставничества с наставником и наставJuIемым. о Регулярные встречи наставника и наставJIяемого. о Проведение заключительной встречи наставника и наставJuIемого. 5.4 РеализациJI целевой модепи наставIIичества ооуществJuIется в течение календарного года. 5.5 Количество встреч наставник и наставляемый опредеJIяют сапdостоятельно при приведении встречи - плсtнировании. б. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. 6.1 Мониторинг процесса реализации прогрtlп,lм ЕаставЕичества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о прогрЕl]!{ме наставничества иlплп . J отдельньD( ее элементах. 6,2 МониториЕг програN[мы наставничества состоит из двух ocIIoBHbIx этапов: . оценкакачества процассареализации прогрil]чIмы настiIвничества; . оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионЕtльного роста уIастников, диЕ€tN{ика 5бразовательньгх результатов. 6.3 СравнеЕие изrIаемьгх лиtIностЕьIх характеристик г{астников прогрalп{мы наставIIичества проходит на "входе" и "вьIходе" реализуемой прогрatNIмы. 6.4 Мониторинг проводится куратором и наставникап{и два рЕва за период наставничества: промежуточный и итоговый. 6.5 В ходе проведения мониторинга не выставJuIются отметки. 7. Обязанности наставника: о о о ' о . о о о Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственньж нормативньж uктов, Устава МАОУ кМоховская ООШ>, определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставJIяемым план наставничества. Помогать HacTaBJuIeMoMy осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. Формировать наставниЕIеские отношениlI в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диЕtлога. Ориентироваться на близкие, достижимые для ЕаставJuIемого цоли, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставJuIемого, и указывает на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставJUIемого своего индивидуаJIьного видениlI. Оказывать HacTaBJuIeMoMy личностную подтаJIкивает и ободряет его. о и психологическуIо rrоддержку, мотивцрует, Личныпt примером рtввивать rrоложительныо качества наставJuIемого, коррекшровtIIъ его пОведение в школе, привлекать к у{астию в общественной жизни коллектива, соДеЙствовать развитию общекультурного и профессионtlльного кругозора о Подводить итоги Еаставнической прогрЕlп,Iмы, работе с rrредложениями и выводtlп,lи. о Вносить о О о о о о . о 8. с формированием отчета о гrроделшпrой Права наставIIика: на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Jатцищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобаrrли и другими докумеIrтами, содержатцими оцеЕку его работы, давать по ним объяснения. Проходить обуrение с использованием федеральньж програN{мы, програ:rлм Школы наставничества. Полу,rать психологическоо сопровождение, Участвовать в школьньж, регионЕtльньD( и всероссийских конкурсах наставничества. 9. обязанности наставляемого: Знать требования зtжонодательства в сфере образования, ведомственньж нормативньD( актов, Устава МАОУ <Моховская ООШ>, опредеJuIющих права иобязшrности. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять этапы реализации програп{мы наставничества. 10. Права наставляемого: о о о о о Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствовaнию работы, связанной с наставничеством. Выбирать с€lп4ому наставника из предложенЕьIх каЕдидатур. Рассчитывать на окчLзание психологического соrrровождения. Участвовать в школьнь*, регионаJIьньD( и всероссийских конкурсах наставничества. Jатцищать свои интересы сtlп,lостоятельЕо и (или) через представитеJuI. 11. Механизмы мотивации и поощрения наставников. о Мероприятияпо популяризации роли наставника. о организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на шкоJIьном о о уровне. Вьцвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятияна муниципальном, регионаJIъном и федеральном уровнях. Проведение конкурсов профессионаJIьного мастерства "наставник годаll, кЛучшая парa>), "Наставник + ". о Создание специальной рубрики "Наrrти наставIIики" на Iцкольном сйте. о Создание на сйте методической копилки с прогр€lN,Iмами наставничества. о о о о Щоска почета <Лучшие наст€Iвники>>. Награждение школьными грЕlмотаN{и "Луrший наставник" Благодарственные письма родитеJuIм наставников из числа обl^rаrощихся. ПредоставJuIть наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся рt}звитиJ{ школы. 12. о о о о о . о о о Щокументы, регламентирующие наставничество КдокументчlNl, регламентирующим деятельность наставников, относятся: ПоложеЕие о наст€lвничестве в МАоУ <<Моховская ооШ> Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества; Щелевая модель наставничества в МАОУ кМоховская ООШ>. Щорожнiш карта внедрения системы наст.lвничества в МАОУ <<Моховская ООШ>. Приказ о назначение координатора и кураторов внедрения Щелевой модели наставничества МАоУ кМоховская ооШ>. Приказ об оргtlнизации кшкольт наставников) с утверждением програп{м и графиков обутения наставников. Приказ коб утверждении настiшников и наставнических пар/групп>. Приказ <<О проведении итогового меропрwIтияв pilп,Iкu}x реализации целевой модоJIи наставничествa)).