Пршtосrcенuе М 1
к прuказу ]Ф 32 оm 0I.02.2023z.
МУНиципальrtое автономное общеобразовательное учреждение
<<Моховсцая основная общеобразовательная Iцкола>>
3
о
ПОЛОЖЕНИЕ
нАсТАВНиЧЕсТВЕ В МАоУ (Моховская
в 2023 -2024 rr.
1.
оош>
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МАоУ <<Моховская ооШ> (да-тlее - положение)
разработано в соответствии с Федера-пьным законом от 29.12.2012 г. Ns 273- ФЗ кОб
образовании в Российской Федерации> (с изменениями и допоJIненипли), во испоJIIIение
постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года
Р-145 (об
утверждении методологии (целевой модели) настilвничества
обуrающихся
дJIя
организаций, осуществJuIющих
деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным про|рЕlNлмам и програN{мам
среднего профессионаJIьного образования, в том Iмсле с применением лгIших практик обмена
опытом между обуrающимися).
м
L2, Щелевая модель настЕIвничества мАоУ
кМоховская ооШ)
(далее школа),
осуществляющ€ш образовательную деятельность tlo общеобразовательным, дополнительным
общеобразоватольным програN4мам (далее - целевzUI модель наставничества) разработана в
цеJUIх достижения результатов федера-шьных и регионаJIьньD( проектов "Современная школа'',
"Молодые профессиоIIЕIлы (Повышение конкл)ентоспособности профессионttльного
образования)" и "Успех кzDкдого ребенка" Еационального проекта "Образование''.
1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и настzlвJIяемого,
регламенТируеТ взаимоотношения междУ участникЕlми образовательньIх отношений в
деятельности наставничества,
2. Основные понятия п термины
2.1.Наставничество
-
универсаJIьнuш технология передачи опыта, знаний, формирования
ценностей через неформальное
взаимообогаrцающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реirлизации целевой модели через организацию
работы
наставнической пары или группы, участники которой нЕrходятся
заданной
обстоятельства]\dи ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
навыков, компетенций, метакомпетенций и
в
2,3.Программа наставничества - комплекс мероприятий п формирующих их действий,
направленный Еа оргzlнизацию взаимоотношений наставника и настzвJIяемого в
конкретнЬж формах длrI получения ожидаемых результатов.
2.4,Наставляемый - участник прогрчlI\4мы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, лиtIные и
профессиОнttльные задаIм, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции.
2.5. НаставНИК - )п{астник прогрaммы наставничества, имеющий
успешньй опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионшIьного результата, готовый и компетентный
поделиться опытом и наВыка]\4и, необходимыми для стимуJUIции и поддержки процессов
сzlN{оре€rлизации и ссlмосовершенствовitния настilвляемого.
2.6.Координатор сотрудник школы, осуществлkющей
деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным rrрограммам, который
отвечает за орг€lнизацию программы наставничества.
- сотрудник
организации, осуществJIяющей деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессион€IльнОгО
образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта
программы в соответствиЙ с выбранной формой, формирование наставниЕIеских пар в своей форме
и реализацию наставнического цикJIа.
2.8.ЩЬлевая модель наставIfичества - система условий, ресурсов и процессов, необходимьгх
дJUI решIизации про|рЕlluм наставничества в школе.
2.9.Бпагодарньй вьшускник - выпускник школы, которыЙ ощуIцает эмоциональную связь с
ней, чувствует призЕательность и поддерживает личными ресурс€lми (делится опытом,
мотивирует обучающихся и rrедчгогов, инициирует и рzввивает эндаумент, органиЗУеТ
стiDкировки и т.д.).
2.7.Куратор
3.
Щели и задачи наставничества
в школе является максимtlльно полное раскрытие потеIIциала
. личности настtшJuIемого, необходимое дJuI успешной ли.шой и профессионалЬнОЙ
самореализации в современньгх условиях неопределенности, а также создание
3.1 Щелью наст€Iвничества
условий для формирования эффективной системы поддержки, саNIоопределения и
профессиональной ориентации всех обуrающихся, педtгогических работников (далее
- педагоги) разньпt уровней образования имолодьIх специ€rлистов МАОУ <Моховская
оош>.
3.2
4.1
4.2
4.3
4.4
Основными задачаN{и школьного наставничества являются:
разработка и реализациrI мероприятий дорожной карты внедрениlI целевой модели;
о разработка и реализацшI прогрчlмм наставничества;
. реaлизация кадровой политики, в том tIисле: привлечение, обуrение и контроJIь за
деятельностью наставников, принимtlющих )цастие в програNIме наставничества;
. инфраструктурное и
материально-техническое обеспечение реализации
программ наставничества;
о осуществление персонифицироваIIного учета обуrающихся, молодьD( специалистов и
педагогов, участвующих в прогрilN{мах наставничества;
о IIроведение внутреннего мониторинга реализации
и
эффективности программ
наставничества в школе;
о формирования баз данньгх программ наставничества и лучших практик;
о обеспечение условий дJIя повышения }ровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованньIх в реч}лизации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
о
4.
Организационные основы наставничества
Школьное наставничество организуется на основtlнии прикд}а директора школы.
Руководство деятельностью наставничества осуществJuIет куратор, заместитель директора
школы по учебно - воспитательной работе.
Коорлинатор и кураторы целевой модели настilвничества назначается прикttзом директсра
шкопы.
РеализациrI наставнической прогрtlп{мы происход,Iт через рабоry коордиЕатора и кураторов с
двумя базшtи: базой наставJLяемьгх и базой настЕIвников.
4.5 Формирование баз наставников и HacTaBJuIeMbIx осуществJuIется директором пIколы,
координатором, куратором, педагогаNIи, кJIассными руководитеJUIми и иными пицами
школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - булущих
гIастников программы.
4.6 НаставJuIемым могуг быть обучающиеся:
о
о
проявившиевьцающиесяспособности;
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
о с огрiшиченными возможностями здоровья;
. IIопавшие в трудную жизненнlто ситуацию;
. имеющие проблемы с поведением;
о не принимающие участие в жизни школы, отстраненньгх от коллектива.
2
4.7 НаставJIяемыми могут быть педагоги:
о
молодыеспециЕrлисты;
нЕжодящиеся в состоflнии эмоционаJIьного выгораниrI, хроничоской усталости;
нЕlходящиеся в процессе адЕIптации Еа IIовом месте работы;
о желающие
овладетд, современными программаNIи, цифровьпли навыкап{и,
ИКТ компетенциями и т,д.
4.8 НаставникЕlIии могут быть:
. обу.{ающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательньIх, спортивньDL
творческих и адаптационньD( вопросarх;
о педагоги и специ€lлисты, заинтересованные в тирa)кировании лиIIIIого педЕгогического
опыта и создании проддтивной педагогической атмосферы;
родители обl"rающихся - zжтивные }'.{астники родительских советов;
. выпускники, зtlинтересовЕlнные в поддержке своей школы;
о сотрудIIики предприятпil, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
о успешЕые предприниматели или общественные деятели, которые
чувствуют потребность передать свой опыт;
о ветераныпедагогическоготруда.
4.9 База наставJuIемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей
школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов,
учащихся и их род{телей (законньuс представителей).
4.10 Участие наставника и наставляемьIх в целевой модели основывается на добровольном
согласии.
4.|l Мя участиrI в программе заполняются согласия на обработку персональIIьD( данньж от
совершеЕнолетних уrастников прогрilN,Iмы и согласиjI от родителей (законньж
[редстtlвителей) несовершеннолетних наставляемьж и наствников.
4.12 Формирование наставнических пар / групп осуществJIяется после знакомства с
прогрtlп{мами наставничества.
4.13 Формирование наставнических лар l групп осуществJuIется на добровольной основе и
утверждается прикЕвом директора школы.
4.|4 С наставник€IN{и, цриглашенными из внешней среды составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
о
о
.
5.1
5. Реализация целевой модели наставничества.
Дц" успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательньD(
потребностеЙ школы в целевоЙ модели наставниtIества рассматривЕlются формы
насТавничества. (Например, <<Ученик - ученик)), кУчитель - rIитель), <<Уwtтель - rIеникD
ц ТД)
ПредставjIение прогрaмм наставничества по формам на
(Например,
конференции,
педагогическом
совете
и
УченическоЙ
родительском совете).
5.3 Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействI,Iя наставник -наставлrяемый:
5.2
О
.
Проведение первой, оргаrrизационной, встречи наставника и настЕlвJIяемого.
ПроВедоние второй, пробной рабочей, встречи наставника и ЕаставJuIемого.
О ПровеДение встречи-планировЕIния рабочего процесса в рамках цроцрЕtп4мы
наставничества с наставником и наставJuIемым.
о Регулярные встречи наставника и наставJIяемого.
о Проведение заключительной встречи наставника и наставJuIемого.
5.4 РеализациJI целевой модепи наставIIичества ооуществJuIется в течение календарного года.
5.5 Количество встреч наставник и наставляемый опредеJIяют сапdостоятельно при приведении
встречи - плсtнировании.
б.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.1 Мониторинг процесса реализации прогрtlп,lм ЕаставЕичества понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации о прогрЕl]!{ме наставничества иlплп
.
J
отдельньD( ее элементах.
6,2 МониториЕг програN[мы наставничества состоит из двух ocIIoBHbIx этапов:
. оценкакачества процассареализации прогрil]чIмы настiIвничества;
.
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионЕtльного роста
уIастников, диЕ€tN{ика 5бразовательньгх результатов.
6.3 СравнеЕие изrIаемьгх лиtIностЕьIх характеристик г{астников прогрalп{мы наставIIичества
проходит на "входе" и "вьIходе" реализуемой прогрatNIмы.
6.4 Мониторинг проводится куратором и наставникап{и два рЕва за период наставничества:
промежуточный и итоговый.
6.5 В ходе проведения мониторинга не выставJuIются отметки.
7. Обязанности наставника:
о
о
о
'
о
.
о
о
о
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственньж нормативньж
uктов, Устава МАОУ кМоховская ООШ>, определяющих права и обязанности.
Разработать совместно с наставJIяемым план наставничества.
Помогать HacTaBJuIeMoMy осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы
развития.
Формировать наставниЕIеские отношениlI в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диЕtлога.
Ориентироваться на близкие, достижимые для ЕаставJuIемого цоли, но обсуждает с ним
долгосрочную перспективу и будущее.
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставJuIемого, и указывает на
риски и противоречия.
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у
наставJUIемого своего индивидуаJIьного видениlI.
Оказывать HacTaBJuIeMoMy личностную
подтаJIкивает и ободряет его.
о
и
психологическуIо rrоддержку, мотивцрует,
Личныпt примером рtввивать rrоложительныо качества наставJuIемого, коррекшровtIIъ его
пОведение в школе, привлекать к у{астию в общественной жизни коллектива,
соДеЙствовать развитию общекультурного и профессионtlльного кругозора
о Подводить итоги Еаставнической
прогрЕlп,Iмы,
работе с rrредложениями и выводtlп,lи.
о Вносить
о
О
о
о
о
о
.
о
8.
с формированием отчета о
гrроделшпrой
Права наставIIика:
на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством.
Jатцищать профессиональную честь и достоинство.
Знакомиться с жалобаrrли и другими докумеIrтами, содержатцими оцеЕку его работы,
давать по ним объяснения.
Проходить обуrение с использованием федеральньж програN{мы, програ:rлм Школы
наставничества.
Полу,rать психологическоо сопровождение,
Участвовать в школьньж, регионЕtльньD( и всероссийских конкурсах наставничества.
9. обязанности наставляемого:
Знать требования зtжонодательства в сфере образования, ведомственньж нормативньD(
актов, Устава МАОУ <Моховская ООШ>, опредеJuIющих права иобязшrности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Выполнять этапы реализации програп{мы наставничества.
10.
Права наставляемого:
о
о
о
о
о
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствовaнию
работы, связанной с наставничеством.
Выбирать с€lп4ому наставника из предложенЕьIх каЕдидатур.
Рассчитывать на окчLзание психологического соrrровождения.
Участвовать в школьнь*, регионаJIьньD( и всероссийских конкурсах наставничества.
Jатцищать свои интересы сtlп,lостоятельЕо и (или) через представитеJuI.
11.
Механизмы мотивации и поощрения наставников.
о
Мероприятияпо популяризации роли наставника.
о организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на шкоJIьном
о
о
уровне.
Вьцвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятияна муниципальном,
регионаJIъном и федеральном уровнях.
Проведение
конкурсов
профессионаJIьного
мастерства
"наставник
годаll,
кЛучшая парa>), "Наставник + ".
о Создание специальной рубрики "Наrrти наставIIики" на Iцкольном сйте.
о Создание на сйте методической копилки с прогр€lN,Iмами наставничества.
о
о
о
о
Щоска почета <Лучшие наст€Iвники>>.
Награждение школьными грЕlмотаN{и "Луrший наставник"
Благодарственные письма родитеJuIм наставников из числа обl^rаrощихся.
ПредоставJuIть наставникам возможности принимать участие в формировании предложений,
касающихся
рt}звитиJ{ школы.
12.
о
о
о
о
о
.
о
о
о
Щокументы, регламентирующие наставничество
КдокументчlNl, регламентирующим деятельность наставников,
относятся:
ПоложеЕие о наст€lвничестве в МАоУ <<Моховская ооШ>
Приказ директора школы о внедрении целевой модели
наставничества;
Щелевая модель наставничества в МАОУ кМоховская ООШ>.
Щорожнiш карта внедрения системы наст.lвничества в МАОУ <<Моховская ООШ>.
Приказ о назначение координатора и кураторов внедрения Щелевой модели
наставничества МАоУ кМоховская ооШ>.
Приказ об оргtlнизации кшкольт наставников) с утверждением програп{м и
графиков обутения наставников.
Приказ коб утверждении настiшников и наставнических пар/групп>.
Приказ <<О проведении итогового меропрwIтияв pilп,Iкu}x реализации целевой модоJIи
наставничествa)).